Введение
В сознании людей далеких от Церкви, а зачастую и многих католиков, Католическая Церковь ассоциируется и идентифицируется с возвышенной строгостью романских и готических соборов, триумфализмом латинской Мессы, григорианскими хоралами и другими формами латинского благочестия и латинской церковной культуры. Хотя уже даже поверхностное знакомство с самой латинской Традицией, заставляет задуматься над верностью подобных стереотипов. Открывая литанию всем святым или первый Евхаристический канон латинской Мессы, мы находим там имена святых Игнатия Антиохийского, Поликарпа, Киприана, Афанасия, Василия Великого, Николая, Григория Назианзина, Иоанна Златоустого, Кирилла и Мефодия, Антония Великого, Иосафата, Космы и Дамиана, святых живших и просиявших на Востоке, и внесших огромный вклад в созидание Католической Церкви, труды которых и сегодня являются прекраснейшими жемчужинами в сокровищнице католической Традиции. Если взглянуть пристальней то, мы увидим, что монашеское движение Запада берет свои истоки в Египте, откуда оно было принесено на Запад и утверждено на нем св. Кассианом и Кесарием Аральским, и высочайшая схоластика ангельского доктора св. Фомы Аквината, ведет свою духовно-интеллектуальную преемственность от трудов св. Иоанна Дамаскина, а лирика св. Ефрема Сирина предвосхищает литургическую мистерию средних веков. И вот благодаря даже этому поверхностному рассмотрению перед нами открывается еще одна часть христианского мира, еще одна часть Католической Церкви, та часть, без которой Она была бы немыслима как Католическая. Открывается во всем величественном и прекрасном многообразии.
Хотя Церковь, основанная Иисусом Христом, и является сокровенной тайной веры, однако эта тайна с самых ранних времен Церкви должна была стать вполне реальной в окружающем мире, который фактически и сформировал облик Церкви. Ее вера, проповедуемая среди всех языков и народов, населявших империю и страны сопредельные с ней, не нивелировала типы и формы национальных культур, а напротив, раскрывая и освобождая те внутренние духовные потенции и дары, присущие этим народам, преображала их. Каждый народ имеет свои Дары Духа, изливаемые на него от Творца всяческих. И у каждого народа просвещенного светом Евангелия эти дары раскрываются по своему, создавая драгоценное своеобразие. И это хорошо, это прекрасно. Различны травы и цветы в поле. Различны деревья, воды и облака. "Иная слава солнца, иная луны, иная звезд и звезда от звезды разнятся во славе" говорит ап. Павел. Прекрасен сад Божий, обилен видами, блистает формами, сияет и радует многообразием. И каждому народу подобает, и быть и красоваться и славить Бога по своему. И в самой этой многовидности при единстве веры — уже поет и возносится хвала Творцу. И надо быть духовно слепым и глухим, чтобы не постигать этого. Мысль погасить это многообразие хвалений, это богатство исторического сада Божьего, свести все к единообразному штампу, к униформе, к равенству песка, к единообразию после уже просиявшего в Церкви многообразия— может зародиться только в больной душе, от злобной завистливой судороги или же в мертвом и слепом рассудке. Такая плоская и пошлая антикатолическая идея была бы сущим проявлением безбожия. Почерпнуть ее из Христианства, из Евангелия, из Католичества - совершенно невозможно. И вся история Католической Церкви является подтверждением этому.
Как говорилось выше, Евангелие, проповедуемое среди разных народов империи и стран, сопредельных с ней, преображая жизнь этих народов и, объединяя их в единстве кафолической веры, создало многообразие христианских культур. И если народы Запада, объединенные латинскою культурою, имели своим центром Рим, то Восток при его многообразие народов и культур явил собою более пеструю картину. Исторически на Востоке выделилось три центра церковной культуры и благочестия - в Александрии, Антиохии и Константинополе, распространившие свое влияние и на народы сопредельные с ними. Кроме того, имеются еще две церкви, которые уже на раннем этапе своего существования возникли за пределами империи и сформировали собственные литургические культуры. Это церковь Персии и церковь Армении.
Александрия
С древних времен северо-восточная Африка находилась в юрисдикции Александрийского Патриархата, возникновение которого берет свое начало еще в апостольские времена и восходит, согласно преданию, к ученику св. ап. Петра, св. Марку. Этой древней части Вселенской Церкви мы обязаны созданием основ догматического богословия и появлением научной экзегетики. Монашеское движение, возникшее там же, претворило древнехристианский дух энтузиазма в аскетико-созерцательный. А в лице ее лучших сынов - св. Афанасия и Кирилла, Церковь обрела великих защитников святых догматов. К большому сожалению, в V веке в результате христологической ереси монофизитства, большая часть египтян-коптов отпали в схизму, расколов древнюю Патриархию, и образовали свой Патриархат. Немаловажную роль в этом движении играло, быть может, не столь большая приверженность египтян-коптов монофизитству, сколь их стремление к национальной автономии. Другая же часть египетских христиан осталась верной ортодоксии и кафолическому единству. Но эта часть главным образом состояла из греков и не представляла этнических египтян, с их самобытной церковной культурой. После завоевания Египта арабами в 640 г. многие из коптов отпали и ислам, в результате чего Коптская Церковь с 12-миллионов сократилась до одного миллиона. Находясь под гнетом ислама, Коптская Церковь испытывала огромные трудности, отложившие печать на ее устройство и дисциплину. В 1740 г. Иерусалимский епископ коптов восстановил единение с Апостольской столицей, положив тем самым начало воссозданию Коптской Католической Церкви. В том же году он был назначен апостольским викарием Каира, и Верховным пастырем для копто-католиков, которых насчитывалось тогда лишь две тысячи человек. Постепенно коптская католическая община росла, так что в ХIХ веке, апостольский викарий для копто-католиков Кирилл Макарий был возведен в патриархи и была создана Патриархия Александрии для копто-католиков. Сегодня Копто-католическая церковь имеет около 100 тысяч верных и административно делится на Патриаршую епископию и три епархии. Литургическим языком является коптский и арабский.
Эфиопия
Тесно связанна с Коптской Церковью, Церковь Эфиопии, находившаяся под литургическим и культурным влиянием коптов. К большому сожалению, в V веке она впала в ересь монофизитства, отпав от ортодоксии и единства с Вселенскою Церковью. С конца XV века предпринимались попытки к возвращению этой древней церкви к кафолическому единству. Во время проникновения португальцев в Эфиопию, там успешно действовали латинские миссионеры. Плодом их деятельности стало воссоединение с Апостольской столицей патриарха, двух епископов, а также негуса Эфиопии Лебны Донгхелы, ставшего католиком и поддерживавшего католические миссии. Но после восшествия на эфиопский трон его сына наступила антикатолическая реакция, сделавшая невозможным деятельность католической миссии практически на два столетия. Лишь только в ХIХ столетии появилась возможность создать Апостольскую префектуру для миссии на эфиопской территории. И двадцатилетняя работа принесла свои плоды, многие из эфиопских священников и верных воссоединились с Католической Церковью. В 1911 году в Эритреи также была создана префектура, позже преобразованная в Апостольский викариат. В 1930 году была восстановлена местная эфиопо-католическая иерархия. Ныне Эфиопо-католическая Церковь насчитывает около 150 тысяч верных и административно делится на два экзархата на севере Эфиопии, один викариат и четыре префектуры, находящиеся под управлением экзарха и епископа Аддис-Абебы. Южная часть Эфиопии подчинена Конгрегации Восточных церквей, а в недавно ставшей независимой Эритреи имеется один экзархат. Коптская и эфиопская литургические традиции образуют александрийскую литургическую группу.
Антиохия
Еще одним из древнейших Патриархатов является антиохийский. Церковь в Антиохии возникла уже в апостольские времена. Ее основателем является апостол Петр. Эта Церковь просияла множеством святых и подвижников, уместно вспомнить хотя бы св. Игнатия Богоносца, бывшего ее предстоятелем, ему мы обязаны названием нашей Церкви, т.к. он первый употребил выражение Католическая Церковь для обозначения совокупности верующих. Его пиетет по отношению к римской Церкви может являться примером в Церкви во все времена. Четыре сирийца занимали седалище св. апостола Петра, среди них особо выделяется римский папа св. Аникита.
Эту древнюю Церковь постигла та же трагическая участь, что и александрийскую. В V веке сирийские христиане, желающие добиться национальной автономии от империи, впали в ересь монофизитства и отпали от Католической Церкви.Возглавил вновь образованную Церковь диакон Барадаи, бывший до своей епископской хиротонии нищенствующим монахом. От его имени эти сирийские христиане и получили название яковитов. Во время завоевания Сирии арабами, яковиты были первоначально поддержаны завоевателями, но позже подверглись преследованию, так что значительная часть их приняла ислам. Во время крестовых походов в ХII-ХIII веках, а также благодаря деятельности латинских орденов в XVI веке многие из яковитов познакомились с католичеством и среди них были сильны униальные настроения. В XVII веке яковитский митрополит Андрей Ахиджан восстановил единство с седалищем св. апостола Петра. Он и его преемники подверглись жесточайшим гонениям со стороны турецких властей, но сохранили верность Католической Церкви. В 1783 году был образован Сиро-католический патриархат, главой которого был избран Михаил Гиарве. В 1830 году патриархат был официально признан Апостольской столицей. Из-за преследований, начавшихся после провозглашения патриархата, многие сиро-католики и сам патриарх вынуждены были покинуть Сирию и искать убежища в горах Ливана, где был основан монастырь Шарфет, считавшийся резиденцией патриарха.
В конце XIХ столетия патриарх Ефрем Рахмани перенес патриаршию резиденцию в Бейрут. Ныне Сиро-католическая Церковь насчитывает 100 тысяч человек и административно делится на патриаршую епископию, 4 архиепископии, 2 епархии и б патриарших викариатов в разных странах мира. Литургический язык сирийский и арабский. Сирийские христиане сохранили один из древнейших обрядов и древнейшую евхаристическую Литургию, автором которой согласно преданию является ап. Иаков - брат Господень и первый епископ Иерусалима. Литургические тексты этой Церкви несут в себе невероятное богословское богатство. Частью сирийских христиан являются также и марониты, но их история, несмотря на общие корни с сиро-католиками, несколько отлична. Сирийское население, жившее у истоков реки Оронты с V века, находилось под духовным водительством монахов монастыря св. Марона, построенного над его могилой. Монахи этого монастыря и окормляемое ими население отличались преданностью Католической вере и рьяным сопротивлением моно-физитам. Когда ортодоксальный патриарх Антиохии в VIII веке из-за угрозы арабских гонений, перенес свою резиденцию в Константинополь, и в течение 40 лет верующие верные ортодоксии были лишены духовного окормления, марониты вынуждены были создать свой независимый патриархат. Из-за гонений со стороны яковитов и арабов марониты были вынуждены эмигрировать в горные районы Ливана, где им удалось в течение нескольких веков жить практически в безопасности и независимости. Во время крестовых походов и посредством связей с латинским духовенством, марониты восстановили прерванное общение с Апостольским престолом, и в 1216 году папа Иннокентий III официально утвердил маронитский патриархат. Ныне маронитская Церковь насчитывает 1 млн. верных, имеет патриаршую архиепископию и 8 епархий. Основная масса маронитов проживает в Ливане и США. Литургический язык сирийский и арабский.
Ассирия
Еще одна Церковь востока своим возникновением восходит к апостольским временам и имеет древнюю историю. Это церковь халдеев или ассирийцев. Возникновение Церкви на территории древней Ассирии (территории восточной Сирии и современного Ирана), тесно связанно с именем апостола Фомы. Изначально христиане Ассирии, находились в зависимости от митрополита Антиохии, в дальнейшем же огромное влияние на формирование этой Церкви оказывали западно-сирийские миссионеры. Ассирийская Церковь просияла множеством святых и подвижников, уместно вспомнить хотя бы св. Ефрема Сирина. Из-за постоянных войн между Римской империей и Парфянским царством, христиане, жившие в Ассирии, подвергались постоянным гонениям по подозрению в их симпатиях к ромеям. Подобная ситуация подвигла ассирийских христиан к тому, что в V веке они создали метрополию Севликии независимую от Антиохии. В первые века своего существования ассирийские христиане находились в единстве с Апостольским престолом, но в V веке, попав под влияние несториан бежавших из западной Сирии, впали в ересь несторианства. Ассирийские несторианские миссионеры активно вели свою проповедь сре-динародов Азии, дойдя до Китая, и обратив многие из народов Средней Азии. Несторианская сирийская Церковь пользовалась благосклонностью арабов мусульман, которые поддерживали несториан в их борьбе против яковитов и мельхитов. А XIII веке Багдадский халифат подвергся нашествию монголов. Новые завоеватели не были столь благосклонны к ассирийским несторианам как прежние, и подвергли их жесточайшим гонениям, вследствие чего некогда мощная несторианская-церковь пала. Оставшаяся ее часть находилась в глубоком кризисе. В XIV веке, благодаря знакомству ассирийских христиан с католическими миссионерами, в их среде появились униальные настроения. В XVI веке была попытка воссоединения ассирийской Церкви с Апостольской столицей, но она закончилась неудачей и лишь в конце XVII века значительная часть ассирийской Церкви вошла в единение с Кафедрой ап. Петра. В 1672 г. Апостольская столица официально восстановила Католический Патриархат Вавилонии. Ныне эта церковь насчитывает более 200 тысяч человек, и административно делится на патриаршую епископию, 5 архиепархий и 8 епархий.
Индия
Тесно связана с сирийской литургической традицией еще одна группа восточных католиков, а именно маланкаров. История возникновения этой Церкви полна различных перипетий. После прихода в Индию португальцев и воссоединения с Католической Церковью, Церкви св. Фомы, так называли себя индийские христиане, из-за непродуманных действий португальских миссионеров, не учитывавших ни менталитета, ни церковной культуры индийских христиан, и желавших латинизировать их халдейский обряд, в 1653 году от Католической Церкви под руководством диакона Томаса Тарамбина отпала значительная группа индийских христиан. Эта группа диссидентов присоединилась к яковитскому патриархату Антиохии, приняв литургические традиции этой церкви. Но дальнейшая история этой общины также не принесла ей стабильности. Произошло еще несколько расколов. Часть этих христиан приняла догматическую доктрину англикан. Реагируя на эти внутренние нестроения, в конце 20 годов нашего столетия, 2 индийских яковитских епископа Мар Иванес и Мар Теофил с большим числом священником и пятью тысячами верных воссоединились с Католической Церковью. В последующие годы к ним присоединились еще два яковитских епископа и более ста священников. Эта молодая Католическая Церковь переживает бурный рост. Число ее верных достигает 200 тысяч человек. Административно эта Церковь делится на архиепископию Тривандрума и епископию Тирувале. Литургическим языком является малаямский. Используется также сирийский. Сиро-католическая, маронитская и маланкарская литургические традиции образуют западно-сирийскую литургическую группу.
Близка по своим литургическим традициям Церкви ассирийской еще одна Церковь, своим возникновением восходящая к первоапостольским временам. Ее основателем, согласно преданию этой Церкви, является св. апостол Фома. Речь здесь идет об индийских христианах, живущих на малабарском побережье Индии. К прибытию первых португальских миссионеров в 1500 году эта Церковь насчитывала около 100 тысяч человек и находилась в номинальном подчинении ассиро-халдейской Церкви, а посему, практически, мало оказались затронутой несторианской ересью. В социальном же положении малобары были отдельной индийской кастой. Посему португальским миссионерам практически было не трудно привести малабарских христиан к единству с Апостольской столицей, но партикулярность и некафоличность мышления португальских миссионеров, желавших латинизировать халдейский обряд малабаров, привели к тому, что в этой молодой католической общине начались различные нестроения, приведшие к отпадению части индийских католиков в схизму. Но в 1659 году Апостольская столица устранила эти нестроения, отстранив от руководства Малабарской Церковью португальцев, создав для малабаров Апостольский викариат, поручив руководство им итальянским кармелитам, которые, учитывая менталитет и древние литургические традиции этой церкви, добились хороших результатов, так что в ХIХ веке были образованы три новых викариата: Эрнакуламский, Чангчерский и Трихурский, а в 1911 году Котаямский. Все они были доверены малабарским епископам, хотя те подчинялись латинскому архиепископу.
В 1923 году с благословения Апостольской столицы была образована Малабаро-католическая церковь со своим собственным управлением и иерархией. Главой этой церкви стал верховный архиепископ Эрнакунама. Сегодня малабарская Церковь насчитывает более полутора миллиона верных и административно делится на одну верховную архиепископию, одну архиепископию, четыре епархии и одну апостольскую администратуру. Литургическим языком является халдейский и малаямский. Вместе с ассиро-халдейской католической Церковью малабарская Церковь образует восточно-сирийскую литургическую группу.
Армения
В горах Кавказа на севере и западе верхнего течения реки Евфрат жил армянский народ, проповедь Евангелия, которому уже была известна в I веке. В конце III века, благодаря миссионерской деятельности епископа Грегора просветителя, при армянском царе Тиридаде, христианство стало в/Армении государственной религией. В епископы для армян св. Григория кон-секрировал экзарх Леонтий в Кессарии Кападокийской, митрополиту коей канонически и была подчинена Армения. Впервые 150 лет существования, из-за отсутствия армянского алфавита, в Армянской Церкви пользовались сирийскими и греческими литургическими книгами. После изобретения ев, Месропом армянского алфавита, литургические книги и тексты были переведены на армянский язык, что послужило началом создания оригинального армянского литургического обряда. В 645 году армянская Церковь отпала от ортодоксии в ересь монофизитства. В XII веке во время крестовых походов Армянское Царство Киликилийского Тавра вновь приняло кафолическое учение и воссоединилось с Апостольской столицей и оставалось католическим до его захвата турками в 1375 году, под давлением которых оно вновь отпало от единства. Во время Флорентийского собора на нем присутствовала группа армянских епископов, но это не привело армянскую Церковь к желаемому единству. Правда позже довольно значительная группа армян, эмигрировавших в Галицию, вернулась в лоно Католической Церкви, и для неё было создано архиепископство в Львове в 1635 году. В середине XVIII века значительная группа армянских христиан Ближнего Востока воссоединились с Апостольской столицей, выбрав своим епископом Авраама Артзивяна, который в 1742 году апостольской столицей был номинирован Патриархом-Католикосом для армян Сирии, Месопотамии и Египта. В 1928 году резиденция Армянско-католического Патриарха была перенесена из Киликии в Бейрут. Существует Апостольская администратура для армян католиков в Греции и Румынии. Армяно-католическая Церковь на территории самой Армении насчитывает всего лишь несколько приходов. Пятнадцать приходов армяно-католиков находятся на территории Грузии. Несколько этих приходов обслуживаются священниками, закончившими Рижскую семинарию, а именно иеромонахом о. Иосифом Корнашевским и о. Анатолием Иванюком. Общее количество армян католиков около 250 тысяч. Административно имеется патриаршая епархия, две архиепархии, и две епархии.
Византия
Заканчивая этот краткий исторический обзор, католических церквей Востока. Мы подошли, пожалуй, к самой многочисленной и величественной Церкви Востока, и если не ведущей свое происхождение от кого-либо из апостолов, то не менее ярко сияющей и сонмом святых и своей ролью в распространении света Евангелия. Вклад коей в формирование и созидание Вселенской Церкви трудно было бы переоценить. Как многие уже, наверное, догадались это Церковь Византийской литургической традиции. Распространившая свое влияние от Ближнего востока до берегов южной Италии и Сицилии, от Адриатического моря до Тихого океана. Первоначально центром этой церкви была императорская столица Византии Константинополь. Город, в котором сосредотачивалась духовная и интеллектуальная элита империи, город бывший часто за свою историю ареной борьбы между Вселенским Православием с одной стороны и величайшими ересями и схизмами с другой. Церковь Константинополя противопоставила кичливой пышности императорского двора в своей литургической традиции величественную красоту и благолепие "Царя вселенной" являющегося среди своих верных как Священник и Жертва. А такие сыновья этой Церкви как св. Иоанн Златоуст, Максим Исповедник, Феодор Студит своими трудами предвосхитили и подготовили догмат о примате преемников св. апостола Петра во Вселенской Церкви и их безошибочности. Да, Константинополь был и центром великой схизмы, но было бы ошибочно думать, что дух Фотия и Керулария был какой-то отличительной чертой христиан византийской традиции. В единстве с седалищем св. апостола Петра оставались довольно значительные группы христиан византийской традиции. Как пример можно привести греков, живших в южной Италии и Сицилии, коих и сегодня насчитывается более 100 тысяч человек. Многие церкви византийской традиции, отпавшие от католического единства на протяжении своей истории возвращались к нему, окроплял свой путь кровью мучеников, таких как святой Иосафат и, украшая трудами таких подвижников единства, как митрополит Исидор Киевский, патриарх Виссарион, митрополит Андрей Шептитский, патриарх Иосиф Слипый, экзарх Леонид Федоров и тысячи других подобных им подвижников. Их дух является отличительной чертой католического византийского востока.
Ныне в католической церкви выделяются следующие группы христиан византийской традиции: патриархат Киевско-Галицкий Украинской католической церкви, насчитывающий около семи миллионов верных, Антиохийский Мельхито-католический патриархат, насчитывающий около 1 миллиона верных, католическая церковь византийского обряда Румынии, насчитывающая 1,5 миллиона верных, католическая церковь византийского обряда Венгрии насчитывающая 300 тысяч верных, Крижевицкая греко-католическая епархия (бывшая Югославия) насчитывающая 50 тысяч верных, Болгарский греко-католический экзархат -10 тысяч верных, экзархат для католиков византийского обряда в Греции - 3 тысячи верных.
ИСТОРИЯ ВОСТОЧНЫХ МОНАСТЫРЕЙ В РИМЕ
Лучшей иллюстрацией взаимоотношений между католическим Востоком и Западом, и отношением Апостольского Престола к христианскому востоку впервые десять веков Церкви, является история восточных монастырей в Риме. Первое упоминание о "греческих" монастырях в Риме содержится в Актах Латеранского Собора 649 года.
Но они были основаны значительно раньше. Один из монастырей был расположен вне стен у Aquae Silviae, он принадлежал монахам, выходцам из Киликии; второй же юго-восточнее Эквилина, в нем жили армяне. Из источников, относящихся к VII-ХI векам, известно о существовании десяти греческих монастырей в Риме, из которых только один был женский - во имя Девы Марии - in Campo Martis. Два монастыря упоминаются всего один раз, это Boetiana, в котором нашли приют несторианские монахи, изгнанные в 676-678 годах при Папе Донате, превратившем эту обитель в латинскую, и монастырь Domus Arsicia, прекратившем свое существование до 807 года. О семи других монастырях святого Агафона (715-731гг.), святого Сильвестра (761гг.), святого Цезаря (807-827гг.), святого Андрея (715-731гг.), святых Стефана и Кассиана (847-855гг.), святой Пракседы (817-824гг.), святого Хризма (672-676гг.) известно значительно больше.
Первые «греческие» монастыри были основаны вследствие миграции монахов из-за персидского и арабского вторжений, а также монофелитских споров. Другая волна приезда монахов «греческих» была вызвана иконоборчеством в Византийской империи; наплыв этот приостановился с восстановления иконопочитания. Но вскоре в Рим начали стекаться приверженцы Патриарха Игнатия, смещенного Фотием.
Но в "греческих" монастырях жили не только монахи, вынужденные эмигрировать из родных мест; в рассматриваемый период получило широкое распространение паломничество, поэтому много монахов с Востока приезжали в Рим, чтобы окончить здесь земную жизнь.
Среди восточных монахов в Риме были и отшельники, которые вели затворнический образ жизни. Так, в монастыре святого Саввы жили, по-видимому, палестинские анахореты из Великой лавры. В Риме жили и ученики Иоанна Мосха. Среди латинского монашества также получило распространение отшельничество: некоторые Римские монахи использовали типичные восточные уставы, распространению которых способствовали "греческие" монастыри. Но в условиях Рима с трудом адаптировались традиционные формы восточной аскетики, поэтому развитие их имело ограниченный характер.
Греческий язык был главным фактором, объединяющим восточных монахов, являлся основой их идентичности и критерием их отличия от латинскою мира. В Восточной империи греческий язык быстро вытеснил латинский, который стал даже презираемым. Запад также быстро утратил знание греческого, в Риме единицы владели этим языком, причем на посредственном уровне. Вследствие этого некоторые восточные монахи сделали карьеру при Римском престоле: стали переводчиками и послами Пап ко двору византийских василевсов. Но большинство греко-язычных монахов не преодолело языкового барьера, поэтому их воздействие на латинский мир было ограничено. Греческие монахи были отделены от своих латинских собратьев обычаями, обрядами и, прежде всего языком.
Начиная с VII века разделение явно, прослеживается и в организационно-административной области. Но это не привело к созданию некоего "греческого" объединения монастырей со своей отдельной иерархической структурой.
С точки зрения материального имущества "греческие" монастыри были одними из самых богатых в Риме. Так, согласно документу от 807 года, монастыри святого Саввы, святого Афанасия и святого Сильвестра были одними из главных обителей города. Восточные монахи имели тесные контакты с местной аристократией и даже принимали участие в местных конфликтах. В 799 году монастырь святого Сильвестра участвовали в восстании против Папы Льва III. "Греческие" монастыри осуществляли также карита-тивную деятельность: раздавали милостыню, кормили нищих и помогали населению в голодные годы. Некоторые монастыри имели свои приходы и совершали богослужения для окрестного населения. В Риме существовала греческая школа, основанная между 774 и 835 годами. Таким образом, нельзя сказать, что существовала отдельно "греческая" монашеская организация и отдельно - "латинская". Взаимные контакты облегчали ассимиляцию восточной духовности латинским монашеством.
Что касается православного "греческого" монашества, то особое значение оно имело в Римской Церкви во время монофелитских споров. Одним из вдохновителей Латеранского Собора, созванного Папой Мартином I в 649 году, был Максим Исповедник. Вначале он направил в Рим сборник цитат из Святых Отцов, направленных против новой ереси, а затем прибыл сам в Италию и принял участие в составлении документов Собора. В настоящее время доказано, что, по крайней мере, некоторые из документов Собора были написаны по-гречески и лишь потом переведены на латинский язык. Это свидетельствует о высокой богословской культуре восточных монахов, превосходящих в этом отношении латинских монахов. "Греческие" монахи принимали и даже подчеркивали тезис о примате Римского престола, так как авторитет Римского епископа им был необходим в борьбе с императорской византийской Церковью. Максим Исповедник на суде исповедовал римскую веру как свою. Отношение Римской Церкви к своим гостям было доброжелательным, она принимала всех просящих у нее приюта, требуя лишь одного - принять ее веру. Когда Папа Виталий (657-672 гг.) выбирал кандидата на архиепископскую Кентерберийскую кафедру, то по совету аббата Адриана, бывшего родом из Африки, его выбор упал на высокообразованного греческого монаха, хорошо владевшего латинским языком - Павла из Тарса.
В VIII веке между Римом и Византией произошел политический разрыв и греческие монахи, находившиеся в Риме, приняли его сторону. Только, исходя из этого можно понять такие факты, как, например, передача в 761 году "греческой" общине Папой-римлянином Павлом I монастыря, основанного в его собственном доме, в котором хранилось много мощей святых. Причем Папа просил "греческих" монахов молиться pro dilatione et stabilitate rei publicae. В 772 году Папа римлянин Адриан I направил игумена монастыря святого Саввы, Пардуса, с посольством к ломбардскому королю Дидье. Три года спустя тот же игумен был направлен вместе с одним епископом к Карлу Великому. В другом посольстве, направленном к Карлу Великому Папой Львом III между 808 и 814 годами, также находился игумен монастыря святого Саввы - Василий. Во второй половине VIII и в начале IX веков игумены монастыря святого Саввы, который был в это время наиболее значительным монастырем Рима, принимали участие в миссиях, направленных в Византию, - игумен Петр был одним из двух римских легатов на Седьмом Вселенском Соборе 787 года. Это свидетельствует о том, что греческие монахи пользовались доверием каролингского двора. Участие монастыря святого Сильвестра в выступлениях аристократии против Льва III является исключительным фактом. Их отношение к власти было лояльным и более осторожным. Причем они занимали значительно менее активную позицию, чем другие группы римского общества в борьбе, которая сопровождала рождение папского государства. В период иконоборчества "греческие" монахи в Риме, так же как и во время борьбы с монофелитами, приняли участие в обороне Православия. Папа Григорий II выступил против иконоборчества, а его преемник Григорий III в 731 году созвал Собор, осудивший эту ересь. В составлении послания, направленного Папой Адрианом I Карлу Великому по этому вопросу участвовали и "греческие" монахи. Между византийскими сторонниками иконопочитания и Римской Церковью, в том числе и "греческими" монахами, проживающими на берегах Тибра, установились добрые и близкие отношения. Папа Пасхалий I, вопреки императорскому указу, отказался принять послов от иконоборческого Константинопольского Патриарха Феодота, но с почетом принял послов Феодора Студита. Другом Феодора Студита был и игумен монастыря святого Саввы Василий. "Греческие" монахи сыграли определенную роль в Римской Церкви в ее борьбе по преодолению иконоборческого кризиса, но их вклад в этом вопросе был значительно меньшим по сравнению с их вкладом во время кризиса монофелитского. В период схизмы при правлении Константинопольского Патриарха Фотия в Риме оказалось много византийских монахов, сторонников Игнатия. В это время в Римской Церкви отчетливо проявились тенденции к универсализму. Папство проводило политику привлечения греческих монахов и предоставляло им ответственные посты. Николай I выступил против Фотия, поддерживая сторонников Патриарха Игнатия, а его преемник Адриан II сыграл значительную роль в миссии Кирилла и Мефо-дия у паннонских славян и в организации Церкви в Моравском государстве. Культ святых в средневековом обществе имел очень большое значение, и изучение его позволяет более точно определить роль "греческих" монахов в Римской Церкви. В византийскую эпоху большинство святых, чей культ был "импортирован" в Рим, были греко-восточного происхождения, или же вначале почитались монахами "греческих" монастырей. В это время римский календарь пополнился такими святыми, как Анастасий Персиянин, Кир и Иоанн Египетские, Кир и Иулита Тар-сийские, Георгий Диоскольский, Адриан Никомидийский, Сорок мучеников Севастийских, а также праздниками, как Усечение главы Иоанна Крестителя, Благовещение, Рождество и Успение Пресвятой Богородицы. Но "греческие" монахи прославляли и пропагандировали не только своих святых, но почитали также и местных римских святых. На первом месте стоял, безусловно, культ вселенских святых и, прежде всего "корифеев апостолов" Петра и Павла, поклоняться которым стекались в Рим многочисленные паломники с Востока. "Греческие" монахи переводили на греческий язык жития западных святых, способствуя тем самым распространению их культа на Востоке. С середины VIII века до конца рассматриваемого периода, то есть до конца IX века, положение в этой области несколько изменилось. "Приток" новых святых с Востока замедлился, большее внимание стало уделяться культу западных святых. Это было связано с прекращением политического влияния Византии и рождением папского государства. "Греческие" монахи, по-прежнему занимавшие высокие посты в Римской Церкви, также были подвержены общей эволюции в этой области, они в большей степени стали почитать святых Пап и других святых монахов Запада.
В период до иконоборчества роль "греческих" монахов в Риме в распространении художественных стилистических тенденций, процветавших в то время в византийской иконописи, было незначительным. О влиянии римской среды на церковную живопись "греческих" монастырей отмечено лишь в одном случае: в часовне монастыря святого Саввы были изображения латинских святых. Начиная со времени иконоборчества значение "греческих" монахов в Риме в области иконописи возрастает. Прослеживается греческое влияние и в книжной миниатюре. Выполненные в это время манускрипты несут на себе печать византийского стиля.
Это, например, Диалоги Григория Великого (Vatikanus gr. 1666. ок.800 года), третий том Евангелия Агимонда (Vatikanus lat. 3836. ок. 800 года). Из греческого скриптория в Риме вышли в IX веке такие книги, как Sacra Parallela, приписываемая Иоанну Дамаскину (Parisunus, gr. 749), Книга Иова с комментариями (Vatikanus gr. 749) и проповеди Григория Назианзина (Ambrosianus Е. 49-50 тт.). "Греческими" художниками в Риме были выполнены мозаики в церкви святой Праксевы. Эти художники участвовали в работах по реставрации палео-христианского искусства, вдохновителем которых был Папа Пасхалий I. Но "греческие" монахи в Риме испытывали также и влияние западного искусства, особенно явно видно их заимствование приемов ирландской и английской, а также каролингской книжной миниатюры.
Таким образом, в области искусства "греческие" монахи не были изолированы в Риме, но и не были отделены от византийского мира. До 650 года трудно с определенностью говорить о количестве греческих книг в римских библиотеках. Но с середины VII века увеличение греческих рукописей. Это в основном законодательные тексты и хроники (Малала, Георгий Синкел, Феофан, хронологические таблицы Никифора). Появляются и книги светского содержания (сочинения по орфографии, грамматике, геометрии и, вероятно, какие-то труды Аристотеля). На основании цитат из документов Собора 731 года можно утверждать, что "греческие" монахи познакомили Запад и с восточным богословием, а именно с комментариями к Евангелию от Матфея Кирилла Александрийского, проповедями Северина из Габалы, произведениями псевдо-Дионисия Ареопагита и Иоанна Дамаскина.
"Греческие" монахи активно участвовали в переписке греко-язычных книг, а также и латинских (по крайней мере, начиная с каролингской эпохи). Они пишут Житие Папы Мартина I (730-754 гг.), Житие Григентия (меж 817-824 гг.), антимонофелитские антологии (649 и 680 гг.), сборники цитат в защиту иконопочитания 731, 769 и 785 гг., послание Пасхалия I Льву V (817-819 гг.). Много книг было переписано находившимся определенное время в Риме святым Мефодием между 815-821 гг. Большую работу по переводу греческих житий на латинский язык проделал Анастасий Библиотекарь. Вследствие активной переписки греческих книг в Риме была собрана обширная библиотека греческой литературы. Из Рима греческие книги высылались дальше на Запад, в Англию и франкское государство. Между 758 и 763 гг. Папа Павел I отправил Пепину вместе с водяными часами произведения псевдо-Дионисия Ареопагита и Аристотеля.
В области культуры влияние "греческих" монахов было весьма значительным, что определялось их высоким интеллектуальным уровнем. Во время Григория Великого (590-604 гг.) один монах по имени Андрей составлял под именем Папы проповеди и фальсифицировал послания Евсевия Фессалоникийского с явными еретическими докетическими тенденциями. Для такой "литературной деятельности" нужно было иметь хорошее образование и быть начитанным человеком. В VIII веке среди изгнанных "греческих" монахов, нашедших убежище в Риме, наиболее значительными фигурами являлись Иоанн Мосх и Софроний, но, тем не менее, их влияние не было столь заметным в связи с непродолжительностью их пребывания, причем их роль трудно определить в связи с противоречивостью и неясностью свидетельств источников. Как уже отмечалось влияние великого мистика и богослова Максима Исповедника, было несравненно большим, и не только в области богословия, но также в культуре мышления и слова. В том же веке в школе при монастыре святого Саввы обучалось несколько монахов из Низибии. Трудно с определенностью утверждать, как проходила эволюция интеллектуального уровня "греческих" монахов в Риме: снижался ли он, как считают одни исследователи, или же наоборот возрастал, согласно мнению других. Отрывочность сообщений источников позволяют говорить лишь об отдельных личностях.
Монах Феодор из Тарса, ставший впоследствии архиепископом Кентерберийским (688 г.) был человеком не только сведущим в церковных науках, но и в светских. Папы Агафон (678-681 гг.) и Захария (741-752 гг.) называют его "философом", причем Захария говорит, что он обучался в Афинах, хотя это точно не установлено. Беда Достопочтенный также подчеркивает его разностороннюю образованность.
Распространению греческого языка и культуры в латинском мире способствовали Папы восточного происхождения. Liber pontificalis особо подчеркивает "ученость" Папы-сирийца Иоанна V (685-686 гг.) и сицилийца Льва II (682-683 гг.). Папа-грек Захария лично занимался переводческой деятельностью.
"Греческие" монахи познакомили латинский мир со многими неизвестными прежде ему произведениями патристики. Но вследствие индифферентности или неспособности воспринять трудные богословские размышления это, богатое наследие не было в рассматриваемый период использовано латинскими монахами в достаточной степени. Их больше привлекала агиография, поэтому греческие жития святых пользовались, значительно большей популярностью. Заканчивая этот краткий исторический обзор, хочется привести слова одного из святителей занимавших кафедру апостола Петра, папы льва XIII, устами коего, как бы вся Католическая Церковь выразила свое отношение. В начале своего Апостольского послания" Orientalium Dignitas" (от 30 ноября 1894 г.) папа говорит: "Сохранение восточных обрядов намного важнее, чем можно думать. Достойная уважения древность, характерная для различных видов этих обрядов, является лучшим украшением для всей Церкви, и она как бы дает проявиться божественному единству кафолической веры. Отсюда именно и следует более явно: с одной стороны, апостольское происхождение великих Церквей Востока, но, кроме того, именно в этом высвечивается их древняя теснейшая связь с Римским Престолом. Пожалуй, нет никакого более чудесного доказательства кафоличности Церкви Божией, чем как раз это единственное в своем роде украшение, которое ей даровали различные литургии и древние глубокочтимые языки, еще более благородные потому, что они имеют теснейшую связь с Апостолами, и святыми Отцами. В этом можно видеть как бы новое поклонение новорожденному Богомладенцу волхвов, пришедших с разных сторон Востока".
Библиография:
I. "The eucharistic liturgies of the eastern churches" N.Liesel
II. "Греческие и восточные монастыри в Риме" Жан-Марк Сентер
III "Orientalium Dignitas" p. Leo XIII
Перепечатано из «Кафоликия» N-1 Издание Рижской Греко-католической
Общины преображения ГНИХ
|